Роман Сальников, директор по развитию Decortier, рассказал о подготовке к выставке и участии в ней.
Кто мы?
Decortier — это уникальные интерьеры для уникальных людей. Мы двадцать лет занимаемся текстильным оформлением, у нас большой опыт работы с нестандартными кейсами. Мы умеем и любим работать с индивидуальными дорогими вещами, благодаря которым интерьер становится особенным.
Я часто сталкиваюсь с тем, что люди обращают внимание только на декоративное назначение текстиля. На самом деле у него множество функций: затемнение, затенение, создание акустического комфорта, даже шумоизоляция. Наша задача на каждом проекте — почувствовать, что нужно для конкретного интерьера, и предложить, как это реализовать, исходя из своего опыта, имеющихся тканей и доступных технологий.
Мы очень хорошо знаем текстильный рынок: какие есть фабрики, какие выходят новинки, часто получаем информацию напрямую от производителей. Мы постоянно совершенствуемся в том, чтобы, видя коллекцию, сразу понимать, как можно применить ткани и как они могут сочетаться. Мы следим за техническими новинками и трендами. Например, если мы говорим про технологию blackout, мы прекрасно понимаем, что недостаточно просто взять такую ткань. Нужно соблюсти ряд требований: должны быть ниши, направляющие, определённые ткани как подкладки, особая строчка, которая не будет пропускать свет.
Почему ARTDOM
Мы активно участвовали в выставках в 2013–14 годах. Тогда это оказалось неэффективно, так как аудитория была для нас нерелевантна. Организаторы большинства мероприятий делали упор на более бюджетный ассортимент. Одной из немногих выставок, где можно было посмотреть дизайнерские вещи, дорогие материалы и мебель определённого уровня, была итальянская I Saloni. Она проходила в Москве в мае. Но потом случились сначала пандемия, потом СВО. И сейчас I Saloni, конечно, не проводится.
ARTDOM стал своего рода ее преемником. Выставку провели первый раз в прошлом году. Сама задумка была очень хорошая, но мероприятие прошло несколько смазано, потому что толком не разметили площадку, выставка проходила в нескольких корпусах Винзавода, часть — в подвале. Но даже тогда было понятно, что у ARTDOM очень хорошая аудитория, позиционирование, экспоненты. И когда Дарья Золотова предложила нам поучаствовать, мы согласились.
Бренд Elitis
Идеей самой выставки был предметный дизайн, «Суть вещей». У меня сначала была идея сделать круглые стенды, как в музее, и показать на них карнизы и ткани. Но идея ведь очень переплетается с выбором ткани. Нам хотелось сделать монобрендовое оформление. Мы предполагали, что если покажем всё одного бренда, то это будет, во-первых, выгодно бренду, во-вторых, более целостно и, в-третьих, несколько проще для нас. Сначала у нас была подборка из Zimmer, потом я пообщался с представителем Dedar, который был полон энтузиазма поработать с нами. Но у Dedar очень много однотонных тканей, и у нас не складывалась концепция до конца. У Zimmer вроде много разной ткани, но вот сказать, что пазл складывался, тоже не получалось. В ходе обсуждений мы поняли, что хотим, чтобы было много ткани. Чтобы человек, заходя на стенд, попадал в некое обволакивающее пространство, мог трогать полотна, воспринимать сенсорно, а не только визуально.
Мы долго думали, какого цвета сделать стенд, обсуждали варианты с переходом цвета. И вдруг выходит новая коллекция тканей Elitis. Эта компания только последние пять лет занимается тканями, раньше она была известна как бренд обоев. И их обои, и ткани часто были достаточно яркими. И вот выходит осенняя коллекция, и она вся бежевая. Два или три каталога полностью бежевых, но абсолютно разных фактур и тканей. Когда мы это увидели, просто влюбились. Мне и самому нравятся такие полупрозрачные ткани, и на них сейчас есть определенный тренд. Мы оплатили ткани в декабре и получили сразу после новогодних праздников. Надо было быстро принимать решение. У нас планировались большие расходы ткани, не у каждого бренда есть такие запасы, а тут всё сошлось и по объемам, и концептуально, и нам дали хорошую скидку.
Концепция стенда
Сначала мы хотели назвать стенд «Без единого гвоздя». Всё должно было быть из тканей: люстра, шторы, обивка, пол. Чтобы не было ни металла, ни дерева, никаких других материалов. Также нам захотелось сделать всё такое нейтральное, бежевое. И при этом, чтобы это было и приятно, и современно. Когда увидели ткани, чётко поняли: это то, что нам нужно.
Меня очень впечатлила предыдущая выставка в Милане, на которой я побывал. Многие использовали ткани на стенде как разделители пространства. Было много стендов, где из текстиля были созданы спирали, коридоры, лабиринты. Мне очень понравилась эта идея. Захотелось сделать что-то подобное, чтобы можно было пройтись по этим лабиринтам. Когда была уже известна конфигурация и размер стенда, мы начали прикидывать, как эти лабиринты могут проходить. У нас родилась такая концепция, что по центру будет что-то вроде полукруглой фотозоны, а вокруг нее — волны, куда с одной стороны можно войти, с другой — выйти. В итоге у нас сами собой образовались два закрытых помещения по углам, которые мы решили использовать как небольшие переговорные комнаты, где можно уединиться. И на выставке это оказалось очень полезно. У нас была возможность не только просто стоять и общаться, но и кого-то пригласить на более приватную беседу, и всё это в тканях. Также мы хотели показать, что эти ткани при всей своей кажущейся простоте достаточно сложные. Очень много было жестких элементов, таких как поперечно вставленная солома или вышивка изо льна. Мы из этих полотен сшили изделия. Показали, как их можно соединять между собой, обрабатывать края. На некоторых тканях сделали с разных сторон или на разных полотнах разные обработки, чтобы показать, что можно вот так, а можно вот эдак.
Команда проекта
Над стендом работала достаточно большая команда. Курировала всё Ангелина, руководитель проектов. Для нее выставка была таким же проектом, как те, которые она ведёт для заказчиков. Она «дружила» всех подрядчиков, в том числе наших, производство, монтажников, поставку материалов. Ещё была команда монтажников, плюс кто вешает шторы, и дизайнер Юлия Маркос.
Наше знакомство с Юлей началось в прошлом году. Мы пригласили её как спикера на одно из наших мероприятий, и она интересно себя проявила. Мне тогда было непонятно, как дизайнер может заинтересовать аудиторию других дизайнеров, в том числе высокого уровня, что она может им дать. Она преподнесла свое выступление как некий творческий вечер, замиксовала погружение в свои проекты и чтение отрывка из своего литературного произведения. Получилось очень по-домашнему, уютно и вдохновляюще. Вообще, она очень лёгкий человек, но чётко понимает, что нужно сделать. Когда мы ей предложили сотрудничество, она не отказала, ей тоже это показалось интересным. Она вообще легко поддерживает новые идеи, особенно если понимает, что это поможет творчески реализоваться.
Юлия Маркос, дизайнер стенда:
«Я всегда работаю не с товаром, а с людьми. Поэтому, когда ко мне обратились ребята из Decortier, я не могла отказать. Я люблю относиться ко всему как к игре, а тут как раз надо было сделать что-то необычное. Задачей было показать, что сейчас в тренде в мире тканей, и в то же время создать некую историю, привлечь внимание. Я не часто бываю на выставках, и это по-своему хорошо — у меня свежий взгляд. Сначала я предложила сделать всё на стенде из ткани. Потом появилась идея создания лабиринта. Чтобы ассоциации были с «Ёжиком в тумане», «Алисой в зазеркалье». Когда стала известна площадь стенда, стал вырисовываться план: много изогнутых линий и центральная зона для селфи. Нам не разрешили сделать подиум в центре, но и без него центральная зона стала одной из самых фотографируемых на выставке. Сначала мы хотели заказать готовую текстильную люстру, но в итоге купили соломенные, одну из которых оплели макраме. Надо было прорекламировать наш стенд в соцсетях, и я к моим фотографиям написала стихотворение, отражающее нашу концепцию. И из него же родились новые идеи: поставить дым-машину, проекторы и вентиляторы. И всё получилось, разве что вентиляторы были слишком маленькие, недостаточной мощности. Также была идея поставить зеркала, но это мы не успели сделать. Зато вместо этого оклеили зеркальной плёнкой стену, что визуально увеличило стенд и добавило атмосферы загадочности.
Моей идеей было пригласить поучаствовать скульптора Василия Селиванова. Его скульптуры очень хорошо вписались: подсвеченное сочетание стекла и бронзы создавало ощущение некой иллюзорности. Роман боялся, что нам будет не хватать света, так что мы установили верхние светильники. Однако когда их включили, стало ясно, что они разрушают всю атмосферу, не видно ни бликов, ни дыма. В итоге решили верхний свет не включать, только добавили эффектный торшер в переговорку. И всё заиграло как надо.
В первый вечер, когда мы все монтировали, меня поразил масштаб выставки. Люди целые квартиры выстраивали на стендах. Но в итоге мы тоже смотрелись эффектно. И ещё сыграло на руку то, что мы единственные были исключительно с тканями. Первый испуг от масштаба выставки обернулся скорее приятным удивлением. Масштаба не по размеру, а по качеству, по визуальной и смысловой нагрузке. Профессиональное сообщество воспряло после первого шока от санкций. Мне тоже было интересно прогуляться, посмотреть что-то новое.»
Обработка изделий
Из мебели у нас был диван, обитый золотой тканью, и консоль, обитая букле. Правую переговорку отделяла жёсткая ткань с горизонтальной полоской. Мы сделали мягкий нижний подворот и внизу распустили бахрому, по краям сделали два варианта: с репсовой лентой контрастного цвета и выпуском бахромы, и просто в подворот, без контрастной ленты и выпускаИз мебели у нас был диван, обитый золотой тканью, и консоль, обитая букле. Правую переговорку отделяла жёсткая ткань с горизонтальной полоской. Мы сделали мягкий нижний подворот и внизу распустили бахрому, по краям сделали два варианта: с репсовой лентой контрастного цвета и выпуском бахромы и просто в подворот, без контрастной ленты и выпуском бахромы. Изделие на центральном полукруге было обработано просто: подворот припущен на пол. Еще была ячеистая сетка, которую мы использовали поперек, потому что она очень хорошо гнётся по вертикали, а по горизонтали — плохо. Так как ширина этой ткани 1,3 м, нам нужно было сделать горизонтальные швы, чтобы добрать высоту. Мы обработали этот горизонтальный шов, сделали в припуск и тоже разбахромили, получился такой интересный кант из бахромы на месте стыка. Была ткань на шерстяной основе, такой полимер с гипсом, которая очень круто смотрелась на просвет. Мы обрезали технический край ткани по кругу и из него сделали окантовку по периметру, таким образом придав законченный вид. Был лён бельгийский с джутовой вышивкой. Мы по низу отпороли эту вышивку, сделали мягкий подворот, а в вертикальный край вставили кантик из пробки, который очень хорошо сочетался с джутовой вышивкой, держал край и придавал законченный вид. А чтобы прикрыть сами стены, мы использовали плотные шторы. Все эти ткани полупрозрачные, что давало впечатление не закрытого павильона, а создавало некий интим и загадочность. Между полотнами стояли включенные проекторы, и через ткани проходил свет, создавая некую магию. бахромы. Изделие на центральном полукруге было обработано просто — подворот припущен на пол. Еще была ячеистая сетка, которую мы использовали поперек, потому что она очень хорошо гнётся по вертикали, а по горизонтали — плохо. Так как ширина этой ткани 1.3 м, нам нужно было сделать горизонтальные швы, чтобы добрать высоту. Мы обработали этот горизонтальный шов, сделали в припуск, и тоже разбахромили, получился такой интересный кант из бахромы на месте стыка. Была ткань на шерстяной основе, такой полимер с гипсом, которая очень круто смотрелась на просвет. Мы обрезали технический край ткани по кругу, и из него сделали окантовку по периметру, таким образом придав законченный вид. Был лён бельгийский с джутовой вышивкой. Мы по низу отпороли эту вышивку, сделали мягкий подворот, а в вертикальный край вставили кантик из пробки, который очень хорошо сочетался с джутовой вышивкой, держал край и придавал законченный вид. А чтобы прикрыть сами стены мы использовали плотные шторы. Все эти ткани полупрозрачные, что давало впечатление не закрытого павильона, а создавало некий интим и загадочность. Между полотнами стояли включенные проекторы, и через ткани проходил свет, создавая некую магию.
Застройка
Самой глобальной проблемой при застройке стенда была локация: центр Москвы, Гостиный двор. Когда туда заезжают с застройкой сразу много экспонентов, возникают большие логистические сложности. Также мы выбрали стенд 43 м² с застройкой, где уже были возведены стены. И только перед монтажом мы узнали, что должны будем вернуть их в первозданном виде, на них нельзя ничего крепить, их нельзя сверлить или красить. При этом нам нужно как-то крепить карнизы, и нужен какой-то потолок. Это всё должна делать аккредитованная организатором компания, которая может работать в Гостином дворе. Доступ на стенд дают за два дня до выставки, и за это время нам нужно было поставить потолок, построить стенд и задекорировать его. Мы сделали проект-визуализацию с чертежами, с ним пошли к застройщику. Застройщик пошёл к организатору согласовывать этот проект. В итоге монтаж потолка оказался равносилен по стоимости аренде стенда. Из-за сжатых сроков подрядчики работали круглые сутки и сдали нам павильон под декорацию в 12 часов ночи, а карнизы и ткани мы вешали уже сами до 4 утра.
Когда мы закончили, посмотрели на свой стенд и на другие, которые были представлены, и загрустили. Giulia Novars напротив возвели целую квартиру, вложили около 27 миллионов в стенд. Мы боялись, что будем выглядеть тускло. Бежевые ткани, яркое освещение. Включаешь его — и ты как в больнице. Но когда началась выставка, мы выключили свет, включили проекторы, пустили дым и выдохнули, потому что увидели, какое сильное впечатление на посетителей производит эффект, который получился.
Выставка
Мы оказались не готовы к такому потоку людей. Раздаточные материалы и анкеты закончились в первый день. И мы поняли, что, когда ежеминутно на стенд заходят и выходят человек двадцать, а нас пятеро, невозможно с каждым пообщаться и уделить внимание. Много людей просто приходили и уходили. Если говорить о послевкусии выставки, работе над ошибками, нам не хватило брендирования стенда. Логотип был высоко, стоило бы сделать его крупнее или, может быть, заказать несколько. И, наверное, неплохо было бы сделать QR-коды с контактами, люди сейчас этим активно пользуются.
Главный результат нашей работы — это, без сомнения, победа в конкурсе. Я в нее не верил до последнего. Как и не верил, что у нас получился действительно красивый стенд. Но стало ясно, что получилось. Все восхищались, фотографировались. Когда пришла комиссия, один из представителей, Борис Уборевич-Боровский, когда мы пустили дым, начал, как ребёнок, бегать по павильону и снимать, как всё это выглядит. А считается, что его очень сложно удивить.
Мы встретили на выставке много людей, с которыми работаем или работали, и многие отмечали, что им действительно понравился стенд. Несколько контактов, которые мы получили на выставке, — это люди, к которым мы давно стучались. Одни знакомые сказали про нас, другие сказали, и вот мы встретились на выставке, пообщались, и это знакомство закрепилось. Когда люди воочию увидели, с какими тканями мы работаем, как мы это делаем, на них это произвело впечатление, и они настроены на работу с нами. Сейчас, например, обсуждаем большую двух- или трехуровневую квартиру на Таганке, по предварительным расчетам, на 6 миллионов. Контактов получили много и обрабатываем до сих пор.